Настраиваем карбюратор
Прежде чем преступить к настройке карбюратора, вспомним азы физики. В одной миниатюре Райкина есть нетленная фраза: «Партия учит нас, что газы при нагревании расширяются». На этом физическом законе и основана вся настройка карбюратора. Оптимальное горение топливовоздушной смеси происходит при соотношении 1/14,7 при нормальных условиях (определенная температура и давление). Не будем вдаваться в сложный процесс смесеобразования, для нас принципиальное значение имеет то, что с изменение температуры и атмосферного давления (высота над уровнем моря), изменяется массовое соотношение воздуха в смеси. С ростом температуры и понижением высоты над уровнем моря смесь будет обогащаться, так как количество молекул кислорода, в том же объеме воздуха будет уменьшаться.
Теперь о принципе работы мотоциклетного карбюратора. В смесеобразование участвуют следующие системы: система холостого хода, состоящая из жиклера и регулировочного винта; главная дозирующая система, состоящая из жиклера и иглы. Эти системы работаю параллельно и постоянно, ошибка в настройки одной приведет к ошибке в работе других систем. Разберемся с каждым компонентом по отдельности.
Система холостого хода. Влияние этой системы распространяется на весь диапазон открытия дроссельной заслонки, но основная зона находится в диапазоне от полностью закрытой, до чуть больше 1/8 открытия. Система холостого хода регулируется подбором жиклера (ступенчатая регулировка) и винтом качества (тонкая настройка). Обороты холостого хода регулируются винтом количества.
Игла - имеет коническую и цилиндрическую часть. Влияние конической части начинается с открытия заслонки чуть меньше 1/8 и до 1/3 хода. Цилиндрическая часть влияет от 1/8, до 3/4 хода. Регулировка осуществляется поднятием-опусканием иглы, подбором толщины и конусности. Опускание – обедняет смесь. Уменьшение толщины – обогащает смесь. Конусность влияет на качество смеси относительно высоты подъема.
Главный жиклер. Основная рабочая зона – от 1/2, до полностью открытой заслонки.
Перед началом регулировки нужно убедиться: воздушный фильтр чистый; патрубки и соединения впуска и выпуска герметичны; уровень топлива в поплавковой камере отрегулирован; двигатель прогрет.
Правильность регулировки карбюратора проверяют по цвету изолятора свечи. Он должен быть темно-коричневый. Если цвет черный – смесь богатая, если серый – бедная. Свечу проверяют во время тестовой поездке с полностью открытой дроссельной заслонкой в течение 20-30 секунд, после чего мотоцикл глушат на ходу. Неправильно отрегулированный карбюратор может вызвать поломку двигателя. Особенно опасна забедненная смесь, которая может привести к прогару поршня.