Учимся ездить - советы начинающим
Элементарные советы для тех, кто только начинает осваивать мотоцикл (кросс, эндуро, питбайк).
Получить более подробную информацию по этой теме, а также воспользоваться услугами тренера и механика можно в нашем клубе.
И так, поехали!
И сразу сделали первую ошибку. Мы не оделись соответствующим образом. Для некоторых людей, такие понятия как ремень безопасности на автомобиле, шлем на мотоцикле, стали пустым звуком. Доводы самые разные. От тупого вопроса «Зачем?», до философских рассуждений «Мое здоровье, мне решать». Про тяжелые травмы говорить здесь не будем, а при легких травмах (незначительные переломы, вывихи, растяжения), у активно ездящих спортсменов, первая мысль: «Пропал сезон!». Так вот, чтобы не смотреть Чемпионат мира по мотокроссу с больничной койки, а кататься, нужно свести все риски к минимуму. И еще немаловажный довод для начинающих за полную, настоящую экипировку. Она оказывает определенные ограничения в движениях и ощущениях. Все это влияет на посадку и управление. Для примера. Попробуйте включить передачу в домашних тапочках и в мотоботах (особенно новых). Как говорится: «Почувствуйте разницу». Неправильные рефлексы и посадку у начинающих потом будет сложно исправлять.
Следующие наши действия, тоже пока не связаны с самой ездой. Нужно сначала правильно настроить мотоцикл. Будем исходить из того, что все системы мотоцикла работают должным образом. Как все должно работать, подробно описано в мануале на мотоцикл (который редко кто читает). На всякий случай продублируем основные моменты. Внимание, список не полный, за более подробной информацией обращайтесь к мануалу или в «специализированную клинику».
Тормозные механизмы работают без заедания
Тросы не имеют повреждения, смазаны, работают без заедания
Ручка газа не заедает, смазана
Рычаги управления не гнутые, их оси смазаны
Передняя вилка и задний амортизатор не текут, не люфтят, заправлены маслом и газом (если предусмотрено)
Подшипники задней вилки, прогрессии подвески, рулевой колонки, колес в работоспособном состоянии и смазаны
Приводная цепь не имеет заедания в звеньях, износ в пределах нормы, ее натяжение правильно отрегулировано
Сцепление не буксует, его износ не критичный
Карбюратор настроен в соответствие с температурой и высотой над уровнем моря (жиклеры, игла)
Все мотоциклы, выходящие с завода, настроены под усредненного водителя (вес, рост) и в дальнейшем требуют индивидуальной подгонки. Это в первую очередь относится к подвеске и органам управления.
Подвеска настраивается под вес водителя путем регулировки преднатяга пружины амортизатора. Данные регулировок и методика подробно описаны в мануале. Если не удается вписаться в эти данные (вес водителя слишком маленький или большой) - заменяют стандартные пружины, на пружины другой жесткости. Также настраивается положение перьев передней вилки в траверсах, от которого будет зависеть поворачиваемость мотоцикла (недостаточная или избыточная). Настройка подвески очень важна, от этого будет зависеть управляемость мотоцикла и его поведение при проезде неровностей.
Органы управления, из-за различий в росте водителей, также требуют настройки. Рычаги тормоза и сцепления должны стоять в таком положение, которое не будет изменять положение кистей рук на критические углы. Положение педалей тормоза и переключения передач настраивается относительно подножек. Руль настраивается по положению рукояток и, если предусмотрено конструкцией, по вылету. С приобретение опыта водителем (при полном осознание своих потребностей) и при нестандартном росте, руль заменяется на другой, подходящей высоты и загибу. В связи с тем, что такие системы мотоцикла как тормоза и сцепление несут в себе, кроме привычных функций, еще две – три (сцепление служит для добавления крутящего момента и управления задним колесом в поворотах, передний тормоз – для управления передним колесом в поворотах, задний тормоз для управления задним колесом в поворотах и наклона мотоцикла вперед в полете), неправильная их регулировка приведет к потере управляемости во множестве ездовых ситуаций.
Ну вот, мотоцикл у нас настроен, пора приступать к практическим занятиям. Ездовая практика, начинается с освоения правильной посадке на мотоцикле. Посадка является основой управления мотоцикла. Мотоцикл, в отличие от автомобиля, управляется не только, даже не столько рулем, сколько положением тела. Само понятие «посадка» объединяет все положения тела на мотоцикле: положение сидя и различные виды стоек. Основное положение на мотоцикле при движении прямо - стойка на слегка согнутых ногах, ноги зажимают сиденье, голова находится в положение, когда виден передний номер, локти согнуты и разведены в стороны. При этом вес тела распределен таким образом, что при отпускании руля оно не смещается ни вперед, ни назад. Если бы мы просто катились по прямой с постоянной скоростью, то тело оставалось бы все время в основной стойке, но мотокросс, это чередование разгонов и торможений. Чтобы компенсировать инерционные силы, возникающие при разгоне –торможение, положение тела смещают вперед-назад. При этом руки не должны воспринимать весь вес тела, его воспринимают ноги, упертые в подножки. Если переносить вес тела на руки, то они очень быстро устанут. В положении сидя, принцип компенсации сил инерции сохраняется, только упор уже будет непосредственно на сиденье. Теперь про то, когда надо стоять или сидеть. Ноги, это серьезное дополнение подвески. Во время проезда неровностей, ногами компенсируют вертикальные перемещения мотоцикла, при этом тело практически не смещается относительно земли. Если проходить неровности сидя, вся нагрузка будет приходиться на позвоночник, у которого демпфирующие возможности ограничены. Положение сидя, в основном, занимаю при прохождении поворотов. При этом регулируют поворачиваемость мотоцикла (избыточная, нейтральная, недостаточная) смещаясь вперед или назад. Во время прохождения поворотов сидя, выставляют ногу. Для этого есть несколько причин. При прохождении пологого поворота, с небольшим наклоном мотоцикла, выставленная нога служит для подстраховки от потери равновесия, при этом она должна быть слегка согнута в колене, для предотвращения жесткого удара о неровность. Если поворот имеет небольшой радиус и наклон мотоцикла существенный, ногу просто некуда деть и ее просовывают под рулем к переднему колесу. Подстраховаться такой ногой, скорее всего, уже не получится.
Пользование органами управления.
Для того чтобы правильно пользоваться органами управления, расположенными на руле, нужно сначала правильно расположит на нем руки и правильно отрегулировать рычаги. Как уже говорилось выше (про посадку), руки располагают так, чтобы локти были подняты и разведены. Для контроля представьте себе, что вы отжимаетесь в упоре лежа, локти сами встанут в положение максимально-развиваемого усилия. Запомните это положение, и в дальнейшем постоянно контролируйте его, пока оно не станет естественным. Для наилучшего контроля подходит видеосъемка. Сравнивайте свою запись с записью соревнований. Самая распространенная ошибка в положение локтей – это когда они опушены и почти прижаты к туловищу. Другая крайность – это когда локти неестественно задраны вверх. Кисти рук должны быть на одной линии с предплечьем (не провалены вниз). Рычаги тормоза и сцепления должны быть отрегулированы таким образом, когда в положении сидя, разжатая ладонь находится на одной линии с рулем и рычагом. Рычаг тормоза нажимается всегда одним пальцем, остальные пальцы в это время управляют ручкой газа. Если снимать с руля больше пальцев, то вы рискуете не удержать руль на кочках, да и газ контролировать так тяжелей. Рычаг сцепления тоже нажимают одним пальцем. Если вам тяжело выжить сцепление одним пальцем, то проблема или в физической подготовке, или в состояние привода сцепления (допускается выжим двумя пальцами, когда одним тяжело точно контролировать сцепление). Вообще, на первоначальном этапе обучения, желательно пальцы держать на рычагах постоянно. После того как такое положение пальцев станет для вас естественным, вы будете класть их на рычаги и убирать не задумываясь. Почему мы так подробно рассматриваем положение рук и пальцев? Дело в том, что органы управления на руле задействованы постоянно и в различных сочетаниях. С помощью рычага тормоза не только замедляются, но и управляют вхождением в поворот, при этом газ может, как сбрасываться, так и прибавляться. Сцепление участвует как в торможении задним колесом, так и при прохождении поворотов и разгоне. И чем меньше кубатура мотоцикла, тем это участие существеннее. Ручкой газа управляют, поворачивая ее кистью, а не всем предплечьем, при этом располагают кисть так, чтобы при рывках руля газ непроизвольно не поворачивался на открытие или закрытие. Рывок руля с неправильным положением кисти, может привести (особенно на мощных мотоциклах) к резкому открытию газа и как следствие, к мощному рывку вперед, который будет тяжело погасить. Теперь про рычаг переключения передач и педаль заднего тормоза. Прежде их надо правильно отрегулировать относительно подножек. Рычаг переключения передач выставляют на одном уровне с верхней плоскостью подножки. Педаль тормоза выставляют миллиметра на три выше плоскости подножки. Как опция, бывают рычаги переключения передач разной длинны и регулируемые педали заднего тормоза. Они нужны для более точной настройки под размер ступни.
Итак, мы рассмотрели базовые аспекты для начала занятием кроссом или эндуро. Если ваше увлечение не распространяется дальше воскресных покатушек по окрестностям, то можете совершенствоваться самостоятельно, постепенно усложняя свои занятия и совершенствуя технику езды. Если у вас более серьезные намерения, то лучше продолжить обучение под контролем тренера или опытных спортсменов. И помните, не надо стремиться достичь максимальной скорости на первых занятиях, главное научиться правильной технике езды, а скорость сама будет увеличиваться по мере освоения и совершенствования приемов управления.